среда, 25 ноября 2009 г.

Алиби - Шышел-мышел

Идея этого альбома давно гнездилась в голове старого битломана Сергея Попова и суть ее состояла в том, чтобы записать песни в стилистике Beatles образца 65-66 годов. Остальные участники "АЛИБИ" ничего не имели против, тем более, что песня "Они свели меня с ума", с которой начиналось почти каждое их выступление, была посвящена именно Beatles.

Зимой 1989 года группа "АЛИБИ" наконец-то получила в свое распоряжение большую комнату в одном дубненском ПТУ; до этого репетиции проходили в случайных помещениях - от подсобки стадиона до подвала одного из дубненских ресторанов. Сплоченный успехами и гастрольными гонорарами, коллектив решил увековечить все сделанное в записи. Тогда их было трое: Сергей Попов (гитара, вокал, автор песен), Михаил Тихомиров (ударные), Александр Рябов (бас, вокал). Четвертым можно считать директора группы Бориса Горбунова, который, помимо того, что обеспечивал финансовую стабильность группы, принимал активное участие и во всех остальных делах музыкантов, начиная от их личной жизни и кончая редактированием репертуара.

Каким-то образом ему удалось выйти на бывшую жену Давида Тухманова Татьяну Сашко, у которой за посильные деньги была приобретена звукоизоляционная плитка из акмиграна. Пока Сергей приводил в порядок программу, сочиняя новые и перерабатывая старые песни для первого альбома, Миша и Шура, вооружившись пилами и молотками, занимались превращением бывшего класса в профессиональную студию. К маю работа была завершена и бурно отпразднована. В это же время в распоряжении группы попал 4-канальный "Akai" с раздельной записью треков и профессиональной скоростью 38 см./сек. Начались сеансы записи, длившиеся по 10-12 часов и во время которых пробовались различные варианты подключения инструментов. Для барабанов сделали звукопоглощающие перегородки, гитару включали в комбик-ветеран "Regent 30", а бас через компрессор завели "в линию". Кто-то принес в студию духовую гармошку с миниатюрными клавишами, и ее тут же пустили в дело. Использование синтезаторов не предусматривалось, хотелось делать настоящую гитарную, корневую музыку.

Несмотря на то, что запись отнимала много времени и сил, после двухлетних беспрерывных гастрольных скитаний по огромной стране происходящее воспринималось музыкантами как некий отпуск. Рулил процессом Сергей Попов, имевший к тому времени опыт записи трех альбомов своей предыдущей группы "Жар-птица", техническую сторону процесса обеспечивал инженер Виталий Устенко, не расстававшийся с паяльником, а финансовые ручейки запруживал Борис Горбунов.

Был составлен список песен, которые могли бы прозвучать в нужной стилистике. Из текущего концертного репертуара подходили только пять вещей, остальное предстояло дописать в срочном порядке. Сергей извлек из своего архива конца 60-х - начала 70-х годов несколько песен, переработал их и написал новые тексты. Именно так появились композиции "Ностальгия", "Азбука", "Салат", "Тем, кто в облаках", "Все хорошо", "Я ревную".

Совершенно новыми были песни "Дай мне знать" и "Ты выбрала меня", написанные по принципу "чего-то не хватает". Справедливости ради надо сказать, что вещи из концертного репертуара тоже были переделками старых сочинений. Именно в возрасте 16-19 лет Сергей написал немало песен, находясь под влиянием великих Beatles, и втайне гордился, когда его в шутку называли "наш Маккартни". А однажды ему даже приснился сон, что он в Гамбурге и его берут в Beatles басистом вместо Стю Сатклифа.

Центральная вещь альбома, "Шышел-мышел", была первой песней, написанной Сергеем Поповым после того, как дубненские власти осенью 1984 года запретили группе "ЖАР-ПТИЦА" не только выступать, но и репетировать, а ему самому настоятельно посоветовали песен больше не писать. За основу он взял собственную песню 68-го года "Так уходит любовь" и капитально ее переработал.

Вообще, новые варианты песен, анонсированные музыкантами для альбома "Шышел-мышел", значительно отличались от оригиналов - чаще всего Сергей заново сочинял припев, в основной мелодии редактировал тональность и гармонию, а текст писал совершенно другой. Например, лирическая баллада о девушке Тоне превратилась в абстрактную композицию "Салат", в которой текст полностью состоит из строчек, позаимствованных их других песен альбома. Проводя этот литературный эксперимент, Сергей на одном большом листе написал все тексты и несколько дней разгадывал этот кроссворд, подбирая строчки по ритму и пытаясь составить из них такую приемлемую комбинацию, которая не походила бы на опус сумасшедшего. В другой песне, "Азбуке", Сергею и Шуре удалось на одном дыхании более-менее внятно пропеть весь русский алфавит, что, похоже, не делал еще никто.

В сентябре 1989 года альбом был полностью записан и сведен в моно и стерео вариантах на студийный магнитофон, принадлежавший Московской Рок-лаборатории, членом которой была группа "Алиби". К сожалению, эти записи не сохранились, как не сохранился и четырехдорожечный оригинал, а при ремастеринге использовалась рабочая фонограмма-сведение, сделанная на обычном "Олимпе" на скорости 19 см./сек. Тем не менее, она практически не отличается от исчезнувшей записи. Всего один инструментальный трек - песня "Слухи" - по каким-то причинам, о которых уже никто не помнит, оказался нереализованным. Тестирование, которое проводилось на Центральном ТВ, показало, что запись соответствует стандартным техническим требованиям того времени.

В 1992 году две песни с этого альбома - "Больно" и "Шышел-мышел" - были записаны заново и с лучшим качество: в группе появился постоянный клавишник Игорь Крылов и новый синтезатор Korg M1, который значительно расширил полифонические возможности группы. Именно эти варианты звучат на диске.

Содержание:

01. Они свели меня с ума
02. Дай мне знать
03. Тем, кто в облаках
04. Я ревную
05. Больно
06. Демагог-рок
07. Всё хорошо
08. Когда душа поёт
09. Ты выбрала меня (Ша-ла-ла)
10. Ностальгия
11. Азбука
12. Салат
13. Шышел-мышел

Бонус-треки:
14. Они свели меня с ума (Подольск 87, live)
15. Это жизнь придумала меня (запись с репетиции, 1987 г)
16. Позови его (1969 г)
17. Когда душа поёт (1985 г)
18. Я ревную (1985 г)
19. Так проходит любовь (1968 г)

Продолжительность: 52:47

Год выхода: 1989
Формат: MP3 256 kbps
Размер файла: 92 Мб
Алиби - Шышел-мышел.rar

Комментариев нет :

Отправить комментарий