понедельник, 18 ноября 2019 г.

Эдуард Артемьев - Картины-настроения

Ещё двадцать лет тому назад казалось, что эстрада и серьёзная музыка столь различны, что им не встретиться никогда. Массовые жанры приобретали всё более беззаботную, "молодёжную" ориентацию, а академические композиторы писали всё более сложно и недоступно... Однако последующие события опровергли эту тенденцию. Одновременно во многих странах мира выдвинулся ряд композиторов, чьё творчество стало своего рода мостиком, наведённым между экспериментальной музыкой новых форм и популярными жанрами - роком, джазом, фолком. Часть музыкантов пришла к этому синтезу, отталкиваясь от рок-музыки (поляк Чеслав Немен, грек Вангелис Папатанассиу), другие (американец Филип Гласс, итальянец Франко Баттиато) совершили обратную эволюцию. К их числу принадлежит и советский композитор Эдуард Артемьев.

Артемьев родился в 1937 году в Новосибирске. В 1960 году закончил Московскую консерваторию по классу композиции. В это же время началось его увлечение электронной музыкой. Первые эксперименты были проделаны на отечественном, только что сконструированном уникальном оптико-электронном синтезаторе "АНС". Перспективы были захватывающими. Перед музыкантами открывались совершенно неизведанные сферы звукотворчества и принципиально иные способы работы: вместо традиционной нотной записи основными инструментами создателя музыки становились коммутационная доска синтезатора и магнитная лента.

Ранние сочинения Эдуарда Артемьева, как и других энтузиастов электронной музыки, представляют собой, в первую очередь, опыты освоения этой новой технологии, своеобразные тесты на экстремальность, нетрадиционность звуковой фактуры. Для них характерны головоломные электронные эффекты, диссонансы, подчёркнуто «неземное» звучание. Воспроизвести такую музыку на концертах было практически невозможно, работа Артемьева и его сподвижников — А. Немтина, Ш. Каллоша и других — имела чисто студийный характер. Впрочем, обнаружилась сфера, где поиски молодых композиторов были сразу оценены,— музыкальное оформление кинофильмов. В 1961 году Эдуард Артемьев записал фонограмму к картине "Мечте навстречу". С 1966-го он пишет киномузыку постоянно. В 1968 году «Мелодия» выпустила в свет пластинку «Синтезатор «АНС», на которой представлена десятиминутная пьеса Э. Артемьева (из музыки к кинофильму «Космос») — очень характерная для раннего периода творчества композитора.

Писал Артемьев в те годы и оркестровую музыку, поскольку возможности применения «космической» электроники в кинематографе, конечно, достаточно узки.

В 70-е годы музыка Эдуарда Артемьева обрела новые черты. Это связано, прежде всего, с возросшим интересом композитора к новейшим направлениям популярной музыки, ее ритмике, тембральным особенностям, форме организации звукового материала — утонченной и в то же время доступной. К тому же Артемьев серьезно заинтересовался фольклором-традиционной музыкой Индии, Индонезии, Дальнего Востока. И, наконец, существенно возросли «аппаратурные» возможности, особенно после того, как в распоряжении композитора оказался большой синтезатор «Синти-100».

Юрий Богданов, оператор этого сложнейшего звукового компьютера, стал ближайшим помощником Эдуарда Артемьева. Их сотрудничество способствовало созданию группы электронной музыки «Бумеранг». Этот коллектив иногда выступает с концертами, однако основное его назначение — звукозапись, студийная работа. В 1981 году Ю. Богданов, В. Мартынов и Э. Артемьев выпустили диск, состоявший, в основном, из электронных интерпретаций классических произведений (лишь одна пьеса, «Движение», принадлежала перу Артемьева).

Предлагаемая вашему вниманию пластинка записана ансамблем «Бумеранг», однако на сей раз здесь представлены исключительно композиции Эдуарда Артемьева, написанные им в 1976 — 1980 годах. В нее включены как фрагменты музыки к фильмам, так и пьесы, предназначенные для концертных выступлений. Сам автор предложил назвать диск «Картины-настроения». И эти слова, пожалуй, абсолютно верно передают самое характерное, что свойственно музыке Эдуарда Артемьева. Его пьесы необычайно рельефны: они рождают у слушателя почти зрительные ассоциации. В то же время они ярко эмоциональны. Настроение радости, тревоги, меланхолии пронизывают музыку с первых же тактов. Секрет особой эмоциональности, «осязаемости» композиций, прежде всего, в тончайшей работе с тембрами. в филигранной выверенности и в то же время легкости звуковых штрихов. Это роднит Артемьева (несмотря на ультрасовременность используемого арсенала выразительных средств) с композиторами-импрессионистами и придает его работе обаяние и свежесть, которые, возможно, сохранятся и тогда, когда уже будут забыты конкретные кинообразы.

А.Троицкий

Содержание:

Сторона 1

01. Огонь
02. Созвездие ушедших времён
03. Полигон
04. Родные берега
05. Колыбельная
06. Воспоминания
07. Город

Сторона 2

08. Поход
09. Сон
10. Жаркое лето
11. Медитация
12. Охота
13. Крыша мира

Продолжительность: 00:44:01

Из музыки к к/ф «Сибириада» (1,4,6,8)
«Куда уходят киты» (2)
«Лунная радуга» (3,7)
«Ночь рождения» (5)
«Инспектор Гулл» (9)
«Жаркое лето в Кабуле» (10,11)
«Охота на лис» (12)
«Загадки перуанских индейцев» (13)

Юрий Богданов - синтезатор «Синти-100»

Группа «Бумеранг»
Художественный руководитель Ю.Богданов

Симфонический оркестр Госкино СССР
Дирижёр Юрий Серебряков (3,7,8,10)

Московский камерный хор
Художественный руководитель Владимир Минин (6)

Записи 1976 - 1983 гг.

Оцифровал Yarrost

Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 1984
Издатель: Мелодия
№ по каталогу: С10 21077 002
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 103 Мб
Эдуард Артемьев - Картины-настроения (1984).rar

+lossless
+lossless от Павлики


Ляпы фирмы «Мелодия»:

1. Композиция 2: на конверте - из музыки к к/ф «Куда уходят киты» (правильно - «Когда уходят киты»), но в этом фильме такого музыкального фрагмента нет, а звучит он в «Лунной радуге».
Музыки к фильму «Когда уходят киты» на этом диске не представлено, но в альбоме «Тепло Земли» несколько вещей
услышать можно, правда, в более грубой и агрессивной аранжировке и исполнении (в фильме музыка звучит куда более мягче, нежнее и проще (без лишних наворотов).

2. Композиция 11: на конверте - из музыки к к/ф «Жаркое лето в Кабуле», сочинена для к/ф «Сталкер».

3. Композиция 13: на конверте - из музыки к к/ф «Загадки перуанских индейцев» , м/ф имеет название «Легенды перуанских индейцев»; и само понятие м/ф вообще отсутствует в пояснениях на конверте.

Звуковой материал на альбоме не оригинальный (кроме 2,3,7), а доработанный и записанный позже выхода фильмов.
Композиции звучат фактурнее, плотнее, хотя многие мазки сольных партий смягчены, особо удачны записи к к/фильму «Сибириада»: Воспоминания (оригинал просто сырой), Поход и Родные берега.

1 комментарий :

  1. можно это назвать ляпом или нет, не знаю, но "Родные берега" в "Сибириаде" вообще нигде не звучали. Только "Поход", "Огонь", "Воспоминания" и "Круговорот истории".

    ОтветитьУдалить