воскресенье, 17 октября 2010 г.

Музыка для мозгов. Российский прогрессив-рок

Арт-рок, он же прогрессив-рок (слова эти являются в русском языке синонимами), возник в Англии в конце 60-х. Время величайшей неуспокоенности и внутренней свободы породило на свет множество чудесных культурных явлений. Артисты того времени не боялись быть разными, не скрывали свое «я» в угоду формату. Сложность и разнообразие - композиционное, стилистическое, идейное - отличительные черты тогдашних арт-роковых групп. Прогрессив стал высшей формой творческого самовыражения в рок-музыке, он пользовался бурным успехом у внезапно потянувшейся к прекрасному аудитории, и концертные залы всегда были переполнены, когда в них выступали Genesis, Yes, ELP, King Crimson... Достигнув своего пика и стадионной популярности в начале - середине 70-х, прогрессив-рок, тем не менее, стал легкой жертвой «панк-революции». Наиболее утонченный жанр оказался и самым уязвимым. Однако стиль продолжал развиваться и в наше время переживает свой ренессанс: полны стадионы на концертах Rush и Dream Theater, проходят специализированные прог-фестивали, а каталоги прогрессив-лейблов, таких как Musea Records, насчитывают по несколько тысяч наименований. Пусть и потеряв свою инновативность, причастность к «прогрессу», жанр сохранил изысканность, артистизм, стремление к художественной ценности.

Резонный вопрос - а как обстоят дела с прогрессив-роком в России? Лейбл Starless Records задался этим вопросом давным-давно. Результаты наших поисков налицо - кандидатов на участие в CD-сборнике оказалось чуть ли не в три раза больше, чем он позволяет вместить, география групп поистине впечатляет, а проводимый нами ежегодный фестиваль интеллектуальной музыки «InProg» постепенно становится заметным явлением на российской рок-сцене. Концерт 11 апреля станет еще и презентацией первого в истории (но явно не последнего) сборника российского прогрессива «Музыка для Мозгов». Так что, если вы всё еще не верите, что прогрессив в России есть - компакт-диск, тому неопровержимое доказательство, у вас в руках! Понравилось? Ждем вас на фестивале.
Владимир ИМПАЛЕР (Starless Records)

Содержание:

01. Стихия - Клетка
02. Kostarev Group - Concerto Grosso I. Pt.1: Allegro
03. Маленькие Трагедии - Дорога
04. А. Козлов и Арсенал - Воспоминание об Атлантиде
05. Vermishelli Orchestra - Сакатека
06. Romislokus - 78
07. Disen Gage - Komar
08. Metropolis - Минута без времени
09. Mechanical Poet - Hermetical Orchard
10. Uncrossed - Liquid Air
11. Azazello - Микрокосм Макрокосма
12. Agarta - 7 футов под килем
13. Nyl - No Matter Of Our Lives

Продолжительность: 01:19:16

Носитель: Audio CD
Год выхода: 2004
Формат: MP3 256 kbps
Размер файла: 145 Мб

Музыка Для Мозгов.rar

Выдающийся российский музыкант, лидер группы «Арсенал» Алексей Козлов известен своим интересом к самым разным жанрам и стилям популярной (и не очень) музыки. Каких только программ он не делал: от джаза, фьюжна, этно и интерпретаций классики до арт-рока и брейк-данса! Проект «Прогрессив-рок», с которым «Арсенал» вот уже два года успешно выступает в столичном клубе «Forte» и на других площадках, построен на обращении к золотому фонду арт- и вообще прогрессивного рока. Композиции King Crimson, Yes, Atomic Rooster, Rush, ELP и других «классиков» звучат в исполнении «Арсенала» безупречно. Есть в репертуаре и собственные сочинения в стиле прог - например, «Воспоминание об Атлантиде» и «Голубоглазый блюз». Нередко концерты превращаются в своеобразные лекции. Алексей Семенович не устает напоминать слушателям о наиболее значительных событиях в истории рок-музыки, рассказывать об исполняемых произведениях и их авторах. Для молодежи это - возможность открыть ценнейший пласт рок-культуры, о котором, к сожалению, в эпоху MTV стали как-то подзабывать. Для более взрослой аудитории - повод вспомнить и еще раз насладиться великими произведениями, обретающими новую жизнь в «живом» звучании.

Беснующийся Вакх с рыжей бородой и «куском зеленого дерева в руках» - таков образ Александра Костарева на сцене. Под «куском дерева» (высказывание слушателя на одном из музыкальных форумов в Интернете) подразумевается, конечно же, костаревская гитара - из нее Александр извлекает фантасмагорические звуки и психоделические шумы с помощью новомодных приемов типа тэппинга. Костарев - ветеран отечественной рок-сцены: он начал свой путь в 1977 году в Свердловске, позже сотрудничал с С. Курехиным, С. Летовым, оркестром театра «Ромэн», группами «Братья Карамазовы», «Веселые Картинки», «Оркестр Маргинальной Мистерии», а также с рэпперами, джазменами, поп- и бардовскими проектами. Музыканты, играющие с Костаревым в «группе имени его», - тоже люди многоопытные. Это барабанщик Андрей Панкратов («Рада и Терновник», О. Киреев и др.), скрипач и таблист Геннадий Лаврентьев («Рада и Терновник» и др., обучался игре на табла в Дели), флейтист и саксофонист Юрий Лопухин («Жмурки») и клавишница Екатерина Морозова (в обычной жизни руководит детским музыкальным театром). В творчестве коллектива удивительным образом сочетаются разные эпохи и стили (многие ли из рок-команд нынче могут похвастаться наличием в их репертуаре двух Concerto Grosso?), холодный математический расчет, прожженный профессионализм - и шаманский драйв, прямо-таки исполинская энергетика. Первым релизом Kostarev Group стал «живой» альбом, записанный на фестивале «InProg-2003».

И за пределами Москвы есть высококлассные прог-роковые коллективы, в чем мы еще не раз убедимся. Группа «Стихия» базируется при Иркутском Государственном музыкальном театре, участвует во множестве постановок: от канонической рок-оперы «Jesus Christ Superstar» до рок-балета собственного сочинения «Серебряная нить» (театр неоднократно гастролировал по России и странам СНГ). В настоящее время «Стихия», исповедующая «тяжелый» подход к прогрессивному року, записывает новый диск, в который и войдет несомненно хитовый трек «Клетка».

Инструментальный проект Agarta имеет к «Стихии» самое непосредственное отношение: он появился как результат сотрудничества музыкантов этой группы (Денис Попов - ударные, Максим Попов - бас, Валерий Шукевич - гитара) и гитариста Мифа (Святослава Опритова) из иркутского же эйсид-джазового дуэта D-Force. Как и многие по-настоящему интересные творческие альянсы, проект Agarta сложился в процессе спонтанных джемов. Последствия этих экспериментов, впрочем, были достаточно серьезными: выступление на джазовом фестивале в Ангарске и запись альбома «Под одним небом». Легкая, светлая и остроумная, насыщенная импровизациями музыка «Агарты» понравится поклонникам как рока, так и джаза.

Еще одни иркутяне - группа Uncrossed - представляют экстремально-тяжелую ветвь прогрессив-рока. Не каждому дано так виртуозно и блистательно скрещивать мощное дэт-металлическое звучание, мясистый гроул-вокал с изысканными джазовыми гармониями, маклафлинообразными гитарными пассажами и изощренными композиционными структурами арта и авангарда! Впрочем, начать знакомство с музыкой Uncrossed можно с относительно мягкой инструментальной композиции из готовящегося к изданию на лейбле CD-Maximum альбома «DELetio».

Еще дальше от «центра» живут музыканты группы Azazello. Город Тында - это на Дальнем Востоке, там, где Байкало-Амурская магистраль (на железной дороге и работают трое участников коллектива). Тем не менее, Azazello удалось прорваться на Запад: их альбомы выходили на таких уважаемых лейблах, как Musea Records и Mellow Records, группа выступала на рок-фестивале в Норвегии. Музыка Azazello виртуозна, мелодически насыщенна и композиционно сложна. В ней - и почти трэшевые риффы, и фолковые мотивы, и элементы джаз-рока. В составе Azazello: Александр Кулак - гитара, вокал; Витос Афанасьев - клавишные, бэк-вокал; Дмитрий Бакай - бас, духовые; Идрис Фаридонов - ударные. В их песнях затрагиваются темы самоопределения, поиска истины, отношений с Богом, природой, временем. Мотив духовных исканий пронизывает и композицию «Микрокосм Макрокосма», которая войдет в четвертый альбом группы «Седьмое Небо», готовящийся к изданию на Starless Records.

Питерский «Вермишель Orchestra» предлагает на суд почтенной публики изысканное блюдо... нет, не из лапши, а из барокко, рока и средиземноморской музыки. Основатель «Оркестра», автор музыки и аранжировок - Сергей Щураков (кнопочный аккордеон), известный по группам «Аквариум», «Трилистник», «Кошкин дом», «Поп-механика» и др. У истоков «Вермишели» стояла также родная сестра Сергея, исполнительница на мандолине Мария Щуракова, и другие профессиональные музыканты, в том числе играющие на нетрадиционных для рока инструментах (флейта, виолончель и др.). Группа имеет опыт совместных выступлений со звездами мировой величины, в том числе с Питером Хэммиллом, Майклом Найманом и его оркестром. Оправдывая свое название, коллектив в 2001 году собрал собственный камерный оркестр; в числе прочих экспериментов - нашумевшие концерты с электронным дуэтом «Елочные игрушки», гастроли с австралийско-татарской певицей Зулей Камаловой и др. В настоящее время группа записывает новый студийный альбом, третий после дисков «Anabasis» (1998) и «Византия» (2000).

Группа «Маленькие Трагедии» создана в 1988 году выпускником Санкт-Петербургской консерватории им. Римского-Корсакова, композитором Геннадием Ильиным и гитаристом Игорем Михелем в Курске. Уникальный стиль «Трагедий» сложился на основе глубокого претворения традиций русской и зарубежной классики, причем не только музыкальной, но и поэтической (циклы на стихи поэтов Серебряного века). Своим оригинальным саундом группа обязана использованию старых аналоговых инструментов, в том числе знаменитого органа Hammond и сольного Minimoog’a. В настоящее время Геннадий Ильин живет и работает в Германии, но не прекращает сотрудничества с коллективом.

Куда бы ни забрасывала судьба инженера-гидролога Юрия Смольникова - в Запорожье, Томск или Вятку, - своей главной задачей этот энтузиаст рок-музыки, поэт и композитор считал организацию рок-лабораторий. В одной из таких лабораторий и родилась группа Romislokus, которая нынче базируется в Москве. Однако музыкантам чужда «заземленность» на каком-то одном культурно-географическом пространстве: они пишут и исполняют песни на русском, английском, французском, итальянском и даже польском языках. Неудивительно, что группа вызывает интерес у западных слушателей, получает отклики от зарубежных критиков, ее песни крутят на иностранных радиостанциях. Впрочем, от влияния так называемого «русского рока» Romislokus никуда не уйти, хотя этот жанр весьма удачно сочетается у них с прогрессивом, «новой волной» и психоделией.

Англоязычный московский проект Mechanical Poet основан Алексеем Плотниковым (гитара, бас, клавишные, композиция; известен и как рок-журналист) и барабанщиком Томом Токмаковым в 2003 году. Созданный ими музыкальный материал был весьма необычен и представлял собой насыщенный «компот» из прогрессивного металла и нео-арта с жесткой гитарной основой и обилием квазибарочных клавишных «оркестровок». На место вокалиста требовался обладатель по-настоящему сильного и гибкого голоса - и с ролью этой прекрасно справился солист популярной московской пауэр-метал-команды «Эпидемия» Макс Самосват. Группа записала промо-CD «Handmade Essence», вызвавший интерес солидного итальянского лейбла Code_666, с которым «Механический поэт» заключил контракт. На осень назначен выпуск полноразмерного альбома.

Группа Disen Gage появилась в 1999 году стараниями гитариста Константина Мочалова, гитариста Юрия Алавердяна и басиста Николая Сырцева, вместе учившихся в МИФИ и вместе же продолживших научную деятельность в Московском институте биоорганической химии. Группа начинала с выступлений в студенческом клубе, с фантастической быстротой распространяя «самопальные» записи. Однако дальше дело приняло куда более серьезный оборот, музыка из хобби стала второй профессией. В 2004 году «Российская ассоциация независимых жанров» издала дебютный CD Disen Gage «The Screw-Loose Entertainment». Острые на язык критики уже приклеили к группе стилевую этикетку «фрипп-рок», подчеркивая её стилистическую схожесть с King Crimson 80-х годов. Это, впрочем, не отрицает влияния фанка, этно и «независимой» музыки.

Название Metropolis (Нижний Новгород) говорит само за себя: стиль - прог-рок/прог-метал, кумиры - Dream Theater. Впрочем, не «Театром» единым живы волжане: в их творчестве можно расслышать отголоски и отечественной эстрадной школы, и старого доброго арт-рока. Коллектив уже выступал в Москве (и вполне успешно), а нынче приглашен на фестиваль «InProg». Надеемся, «Метрополис» уверенно справится и с этой задачей. Благо мастерства музыкантам не занимать - в свободное от основной группы время они оттачивают технику в известных нижегородских кавер-коллективах, исполняя классику рок-музыки.

А вот название NYL, по мысли участников группы, является абсолютной абстракцией - оно не имеет отношения ни к великой африканской реке, ни к числу «ноль». Точно так же музыканты отказываются давать какие-то жесткие определения своему творчеству, хотя здесь уместны параллели и с классическим арт-роком (Kansas, Marillion), и с глэм-роком в духе Queen. Выпускники экономического факультета МАИ клавишник/вокалист Олег Резников и басист Александр Бузлов начали творить вместе еще в 1988-м, однако полностью состав сложился лишь в 1997-м. Но и после этого группа долгое время работала в основном в студии, доведя свое дебютное творение до такого блеска, что оно было немедленно принято к изданию лейблом «Союз». Первое крупное выступление группы состоялось на фестивале «InProg-2001». С тех пор NYL - непременный участник фестиваля: знатоки по достоинству оценили прекрасную, лиричную и необычайно чувственную музыку этой группы, а неутомимые критики даже окрестили их стиль «love-prog’ом».

Елена САВИЦКАЯ

Комментариев нет :

Отправить комментарий