воскресенье, 14 апреля 2013 г.

Михаил Чекалин - Сюита «Post-Pop - Non-Pop»

Постромантизм в музыке, постимпрессионизм в живописи, постмодернизм в литературе... Как известно, эти течения в искусстве, с одной стороны, отрицали содержание романтизма, импрессионизма и модернизма, а с другой - пользовались их же собственными выразительными средствами.

Когда московский композитор Михаил Чекалин (р. 1959) назвал свою сюиту «Пост-поп – нон-поп», он имел в виду поп-музыку, т. е. популярную, легкую, эстрадную музыку наших дней. И в самом деле, в сюите Чекалина можно услышать и отголоски «космических танго» французской группы «Спейс», и певучие тембры польского певца и композитора Чеслава Немена, и электронные медитации западногерманского органиста Клауса Шульце. Но сходство это - чисто внешнее. Если первую свою грампластинку «Вокализ в рапиде» М.Чекалин построил как концертные портреты популярных музыкальных жанров, выполненные в стиле современной электронной музыки, то в сюите «Пост-поп – нон-поп» он применяет обратный метод. Так же как художники поп-арта создают свои неожиданные коллажи из самых простых предметов повседневного спроса - консервных банок (Э.Уорхол) или фотоиллюстраций (Р.Раушенберг), так и Чекалин в настоящей работе пользуется готовыми моделями поп-музыки лишь как исходным материалом. Разве нельзя не услышать, что «Эротическая рыба Маруани» или «Экзальтированная колыбельная» - это не столько подражание Дидье Маруани и Жан-Мишелю Жарру, сколько изящная пародия, скорее добродушная, чем гротесковая (очень уж тонко стилизованы заголовки этих номеров под названия картин Рене Магритта или стихотворений Поля Элюара).

Впрочем, ключ к пониманию сюиты содержится уже в первом номере - «Пост-поп» (а открывающий вторую сторону «Маршевый синдром» представляет собой его вариант): джазовые гармонии, автоматные очереди ритм-компьютера, деформированные тембры человеческого голоса, имитация патетических скрипок - все это по отдельности так типично для повседневного использования электромузыкальных синтезаторов в дискотеке, на эстраде, в кино или театре. «Вырванная страница» и в самом деле могла бы стать сопровождением к какому-нибудь мультфильму, если бы сама по себе уже не была столь выразительной и пластичной. «Абсолютное соло» - виртуозная концертная пьеса, в которой роль солистов-импровизаторов - скрипача, саксофониста, трубача - исполняет, разумеется, один автор - композитор М.Чекалин. Кстати, при записи своей музыки он не пользуется секвенсорной технологией, все, что вы слышите на пластинке, в принципе может быть повторено в концерте, хотя создается в студии звукозаписи. Если «Абсолютное соло» импровизируется на фоне плотного «хеви-металлического» аккомпанемента, то «Чудеса рая», на первый взгляд, также незамысловатая импровизация в духе Чеслава Немена, на деле основана на сложном переплетении ритмических рисунков.

Кстати, общее у Чекалина и Немена, скорее, в другом - в создании общеславянского прошлого, сплавившего культуры Востока и Запада в единое и неразрывное целое - как в пьесе «Генетический код», своего рода фрагменте монументальной эпической фрески. Условно восточную атмосферу нашей истории передает восьмая часть сюиты - «Происхождение вида».

Название «Послезвучие» говорит само за себя - это эпитафия, заставляющая вспомнить Гете: «Звуки замирают, гармония остается», с той разницей, что в данном случае звуки не замирают, но неожиданно обрываются, как будто выключен синтезатор-компьютер. Завершает сюиту «Пост-поп – нон-поп» раздел, названный «Пульсация ночи». Это дань почтения Клаусу Шульце, музыканту, фактически открывшему современную историю электронной музыки, вынесшему эксперименты электроакустических студий к широкому слушателю.
Д.УХОВ

Содержание:

Сторона 1 (21.14)
01. Post-Pop (Пост-Поп) (1987)
02. Ecstatic Lullaby (Экзальтированная колыбельная) (1987)
03. Torn Page (Вырванная страница) (1987)
04. Wonders of the Paradise (Чудеса рая) (1987)
05. Absolute Solo (Абсолютное соло) (1987)

Сторона 2 (22.13)
06. March Syndrom (Маршевый синдром) (1987)
07. Genetic Code (Генетический код) (1987)
08. Origin of Species (Происхождение вида) (1984)
09. After-the-Sound (To the Memory of Tamara Glytneva) Послезвучие (Памяти Тамары Глытневой) (1988)
10. Erotic fish Marouani (Frivolous Offering) Эротическая рыба Маруани (Легкомысленное приношение) (1987)
11. Night Pulsation (Пульсация ночи) (1982)

Продолжительность: 43:45

Композиции и исполнение Михаила Чекалина.

Михаил Чекалин, синтезаторы, ритм-компьютеры, вокал,
восьмиканальный магнитофон, сведение

Звукорежиссер И. Замараев
Редактор О. Глушкова
Художник М. Чекалин
Фото Д. Чекалина

Год выпуска альбома: 1989
Год выпуска диска : 1991
Запись 1984, 1987, 1988 гг.

Носитель: Vinyl LP
Год выхода: 1991
Формат: MP3 320 kbps
Размер файла: 104 Мб
Михаил Чекалин - Post-Pop - Non-Pop.rar

Комментариев нет :

Отправить комментарий