воскресенье, 22 марта 2015 г.

Легковые автомобили Советского Союза



Легковые автомобили Советского Союза


АЗЛК



Предприятие, которое сегодня называется АЗЛК (Автомобильвый завод имени Ленинского комсомола), ведет свою историю с ноября 1930 года. Тогда он начинал со сборки грузовиков и легковых машин, а в 1941 году завод имени КИМ (так он назывался в те годы) стал строить малолитражки. После войны он получил новое имя - Московскиай завод малолитражных автомобилей (МЗМА),- которое сменил в 1960 году на теперешнее. С 1947 года его продукция - легковые автомобили марки «Москвич», ныне азвестные в 70 странах мира.

Машины, построенные на МЗМА, завоевали хорошую репутацию высокой прочностью и выносливостью. На «Москвичах» впервые в нашем автомобилестроении нашла применение бесшкворневая подвеска колес, кузов типа «универсал», саморегулирующиеся тормоза, двигатель с распределительным валом в головке цилиндров. На снимке представлева основная модель завода - «Москвич-412».

В авусте нынешнего года с конвейера АЗЛК сошел двухмиллионный (считая с 1930 года) автомобиль. Вьпуск «Москвачей» в 1973 году превысил 136 тысяч штук.




ВАЗ



Волжский автомобильный завод (так расшифровывается его сокращение) находится в города Тольятти. Это - самое большое в стране предприятие по производству автомобилей! в 1973 году завод изготовил 493 тысячи машин. В выборе модели машины для ВАЗа важную роль сыграло сотрудничество с итальянской фирмой ФИАТ. Строительство завода было начато в 1967 году, а уже в августе 1970 года с конвейера ВАЗа сошла первая малолитражка. Темпы роста выпуска были столь стремительными, что в октябре 1974 года из сборочного цеха сошел полуторамиллионный автомобиль, и ВАЗ достиг проектной мощности по суточному выпуску машин.

Сейчас завод производит легковые машины «Жигули» (на экспорт они идут под именем «Лада») четырех модификаций. Последняя из них, «Жигули-2103», с 77-сильным двигателем, представлена на снимке. Среди характерных особенностей всех машин Волжского автозавода - дисковые тормоза и раздельный привод к тормозам передних колес, существенно повышающие безопасность автомобиля, а также приспособленность машины к круглогодичной эксплуатации.




ГАЗ



Горьковский автомобильный завод первым в стране наладил в 1932 году массовый выпуск легковых автомобилей. В его сегодняшней производственной программе - машины «Волга» (ГАЗ-24) среднего и «Чайка» (ГАЗ-13) большого классов. На изготовлении таких легковых автомобилей завод специализируется уже много лет. Количественно выпуск «Чаек» невелик две-три сотни в год, в то время как для «Волг» он составил, например, в 1973 году около 60 тысяч.

ГАЗ первым среди наших автозаводов применил на своих легковых машинах немало интересных новинок: привод на все колеса, гидромуфту, автоматическую трансмиссию, двигатель с алюминиевым блоком и «мокрыми» гильзами, Последняя модель завода - ГАЗ-24-02 - автомобиль с кузовом «универсал» (показана на снимке) оснащена оригинальным козырьком-отражателем, исключающим забрызгивание грязью заднего стекла.




ЗАЗ



Этот завод (г. Запорожье) в 1960 году сменил специальность - из комбайнового переквалифицировался в автомобильный. Его первенец, ЗА3-905, был спроектирован с помощью московских конструкторов завода МЗМА и института НАМИ. Кстати, эта модель стала первой отечественной маашной с независимой подвеской всех колес.

Выпускаемые сейчас заводом малолитражки «Запорожец» с точки зрения конструкции уникальные машины: у них сочетаются такие необычные особенности, как воздушное охлаждение, расположенный сзади двигатель, торсионная подвеска передних колес. Эти черты свойственны и последней модели, ЗАЗ-968А, которая показана на снимке.

Годовой выпуск «Запорожцев» в 1973 году превысил 100 тысяч штук (из них более трети составляют машины с ручным управлением, предназначенные для инвалидов).




ЗИЛ



Автомобильный завод имени Лихачева больше известен своими грузовыми машинами, чем легковыми. К производству последних он приступил в 1936 году, и стех пор строит в небольших количествах представительские автомобили высшего класса. В них воплощены последние новинки автомобильной техники: восьмицилиндровый двигатель, гидравлические свеклоподъемники и гидравлические толкатели клапанов, гипоидный задний мост, четырехкамерный карбюратор, кондиционер воздуха, дисковые тормоза. Все легковые ЗИСы и ЗИЛы всегда были семиместными; у последней модели 1973 года, ЗИЛ-117 (показана на снимке) - пятиместный кузов.




ИЖ



Марка ИЖ до недавнего времени была только мотоциклетной. Она стала автомобольной с 1966 года, когда в Ижевске на новом автозаводе начался выпуск уральских «Москвичей». Чтобы обеспечить АЗЛК и ИЖ двигателями модели «412», Уфимский моторостроительный завод организовал у себя производство автомобильных моторов и тем самым ускорил освоение новой модели. В результате уже в 1973 году ИЖ смог дать стране 122 тысячи «Москвичей».

Ижевские машины внешне можно отличить от московских по рисунку решетки у облицовки радиатора. До недавнего времени они оснащались круглыми фарами в отличие от прямоугольных на московских автомобилях.

Недавно ижевские конструкторы создали собственную модификацию базовой модели с кузовом «универсал». Ее назвали ИЖ-1500-комби (см. снимок); производство машины начато в 1974 году.




ЛуАЗ



Луцкий автозавод приступил к выпуску автомобилей лишь с 1970 года. Раньше он занимался ремонтом, делал на шасси грузовиков рефрижераторы и передвижные мастерские. Его теперешняя специальность - производство легких «джипов» - машин повышенной проходимости на основе агрегатов «Запорожца». Поэтому и его первую модель создавали конструкторы Запорожского автозавода, за что она получила индекс ЗАЗ-969. Пока что вьшуск этого миниатюрного четырехместного автомобиля длиной 3,27 метра имеет скромные масштабы - 5 тысяч штук в год. Но ЛуАЗ расширяется, и в дальнейшем производство «джипов» марки «Волынь» (последняя модификация, ЗАЗ-969М, показана иа снимке) будет расти.




СЗД



Хотя этот завод, расположенный в Серпухове, и называется мотоциклетный, строит он автомобили. Вернее (если придерживаться официальной терминологии) мотоколяски для инвалидов - двухместные четырехколесные микролитражки с мотоциклетными моторами.

Первые свои машины, трехколесные С1Л с мотором мощностью всего 4 л. с., завод стал выпускать в 1952 году. С 1956 года он перешел на четырехколесные модели, одна из которых (СЗД 1970 года) представлена ва снимке.




УАЗ



Первую продукцию, трехтонки ЗИС-5, Ульяновский автозавод дал в феврале 1942 года. В то время этот завод был группой цехов московского ЗИСа, эвакуированных в Ульяновск.

К производству легковых автомобилей УАЗ приступил в 1954 году, когда ему передали «джип» ГАЗ-69, выпускавшийся с 1952 года Горьковским автозаводом. Ульяновские конструкторы из года в год совершенствовали эту машину, которая пользовалась отличной славой у военных в сельских водителей. Производство ГАЗ-69 длилось на УАЗе 18 лет; в декабре 1972 года на смену ветерану пришла модель УАЗ-469 (на снимке), созданная уже ульяновсками конструкторами.



Автор: инженер Л. ШУГУРОВ, 1974 г.


Комментариев нет :

Отправить комментарий